Бедой не вышла нежность сердца

Под занавес театрального сезона Дагестанский театр оперы и балета порадовал зрителей премьерой веселого, озорного музыкального спектакля «Беда от нежного сердца» на музыку молодого московского композитора Оксаны Изотовой и автора «светских» повестей, очерков, водевилей XIX века Владимира Сологуба. 

  

Века разделяют авторов пьесы и музыки, но они так хорошо сплелись, что режиссер театра Александр Прасолов, вдохновленный этой гармонией, поставил водевиль на дагестанской сцене, стремясь передать зрителю веселость, юмор практически всех сцен спектакля. Пьеса не содержит драматических моментов, действие легко, беззаботно, хотя не лишено некой жизненной философии. А музыка так свежа, что последние листки партитуры приходили из Москвы даже во время репетиций водевиля.

Перед спектаклем режиссер Александр Прасолов вышел на сцену и, как бы слегка извиняясь (впрочем, может быть, мне показалось), стал рассказывать историю создания того, что зритель увидит на сцене. Этот спектакль был задуман как учебный для артистов с целью проверить их возможности «самостоятельной» работы и повышения квалификации, ведь добрая половина исполнителей – артисты хора театра и даже один из них – концертмейстер. В «помощь» им даны народная артистка РД Светлана Мусаева и музыкальный руководитель театра, солистка-вокалистка Людмила Комаревцева.

Но в ходе репетиций получалось что-то очень интересное, и было решено показать эту работу широкому зрителю. Поэтому не судите строго, говорил Александр Юрьевич залу, это, мол, первая проба сил. Но, как показал спектакль, такая «просьба» была лишней. Эту первую пробу актерских сил зритель принял, как говорится, на «ура!». Зал восторженно благодарил актеров, режиссера, музыкантов за удовольствие насладиться незатейливым, очень милым спектаклем с запоминающимися мелодиями, танцами, смешным сюжетом, незатратными декорациями, что позволило сосредоточить внимание зала на игре артистов, которые «не подвели».

Действительно, хористки Зарема Лугуева, Лейла Пашаева, Салихат Гаджиева не только достойно провели вокальные партии, но и показали задатки драматических актеров, наделяя героинь водевиля – барышень на выданье – то безропотной покорностью, то жеманством перед богатым женихом (одним на троих), то дерзостью диких кошек в борьбе за добычу.

Особая история – вхождение в спектакль концертмейстера театра Максима Чешуина на главную роль богатого жениха. Банальный в театре случай – заболел исполнитель роли Александра, молодого повесы, рядом с которым неизменно следует проказник Амур, пускающий стрелы любви в каждую хорошенькую девицу, не забывая поразить и незрелую душу, доброе сердце пылкого юноши, мечтающего о женитьбе. Репетиции без главного героя невозможны. «А давайте я попробую!», – предложил Максим режиссеру. Так концертмейстер Чешуин нежданно-негаданно получил главную роль в водевиле и так «подчинил» себе весь спектакль, что будто ждал того случая, чтобы раскрыться еще одной гранью своего таланта. Отвергнутый девушкой-сиротой, которая раскрывает ему глаза на создавшуюся ситуацию со сватовством, он вдруг трезво понимает: «Душа так хочет любить, но всем нужны мои деньги», – огорчается Александр. И зритель аплодисментами приветствует его прозрение.

Очень органично вошли в молодежный состав более опытные артисты. Светлана Мусаева была хороша в роли Дарьи Семеновны – матери одной из трех претенденток на богатство жениха. Особенно колоритна была Людмила Комаревцева в роли матери соперницы Кати из Тамбова. Она по-особому выразительна в непростой комедийной роли, наделяя свою героиню характерными чертами любящей матери, желающей счастья (по ее понятиям) дочери, напористой свахи и мастера бытового скандала. Сцены с участием Л.Комаревцевой полны неуемного темперамента, смешны и поучительны. Проводя мастерски сцены сватовства, скандала с соперницей, она срывала бурные аплодисменты зала, а я невольно сравнивала Людмилу Комаревцеву с незабвенной Инессой Курумовой в подобной роли. Несомненно, этот спектакль – звездный час актрисы оперного театра, показавшей класс в драматических сценах.

Заканчивается спектакль, как и подобает водевилю, замечательной сценой прозрения избалованного богатого повесы, выбравшего бедную, но благородную девушку, а отца, разыгравшего сцену якобы полного разорения, он успокаивает: «Ты поработал на меня на славу, теперь моя очередь». Отец (артист Артур Апкарян) раскрывает цель своего лжебанкротства: «Сына выручить хотел, чтоб сердца нежного беда бедой не вышла в самом деле».

В пьесе Владимир Сологуб обозначил семь действующих лиц, но режиссер Александр Прасолов ввел еще одно. Им стал камерный оркестр театра. Ему была отведена роль как бы ведущего все действие спектакля. А потому музыкант присутствовал на сцене, и в одной мизансцене Александр Юрьевич даже предоставил возможность скрипке вести диалог – раздумье о судьбе девушки-приживалки в доме богатой тетушки. Этот прием режиссер опробовал на сцене театра второй раз (первый – в «Медном всаднике») и оказался прав в своем новшестве, спектакль обрел зримое звучание, и инструментальный ансамбль, наряду с другими действующими лицами, помог зрителям в сложном вопросе: «Как выбрать ту единственную, ради которой будет биться твое нежное сердце?» 

 

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27457985/ © Дагестанская правда 

 

ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"
РД, г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 38
Электронная почта: dagopera@mail.ru
Телефон: (8722) 67-73-78
Факс: (8722) 68-32-61

Разработал сайт Сулейманов М.

Официальный сайт для размещения информации об учреждениях

Яндекс.Метрика