Испытание столичной сценой

Наша газета сообщала своим читателям, что Дагестанский театр оперы и балета впервые покажет свои спектакли в Москве. И вот артисты возвратились в Махачкалу.

Приехали они воодушевленные успехом, на эмоциональном подъеме, продиктованном хорошей оценкой их работы зрителями и критиками столицы, участием в крупном всероссийском фестивале музыкальных театров страны.

Такой фестиваль в России проведен впервые, и организовала его Ассоциация музыкальных театров (АМТ) при поддержке Министерства культуры РФ с приглашением 23 театров со всех уголков необъятной Родины - от Карелии до Якутии, от Санкт-Петербурга до Бурятии и Крыма. «Видеть музыку» - так назвали этот масштабный и панорамный проект, позволивший российскому зрителю увидеть ту музыку, которая звучит сегодня на огромном материке современного музыкального театра. Как объясняет президент Ассоциации, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственных премий РФ Георгий Исаакян, «фестиваль возник из четкого понимания, что в нашей стране есть огромное количество театров, творчество которых совершенно неизвестно столичной публике», а потому решили показать реальное разнообразие музыкальной жизни России.

Приглашение в столь престижное царство музыки и сопредельных видов искусств получил и театр из Дагестана как член Ассоциации музыкальных театров России. Условия фестиваля супердемократичные: никакого отбора спектаклей экспертной комиссией. Каждый театр-участник представил ту работу, которую считал нужной, программной на данном этапе. Так сложилась реальная картина театрально-музыкальной жизни России без соревновательных премий и соперничества.

Условия фестиваля не предусмат­ривали призовых мест, а создавали атмосферу взаимодействия, обмена опытом, совместного решения проблем и задач.

Дагестанский театр оперы и балета со времени своего создания никогда не выезжал на широкие гастроли, фестивали, варился, что называется, в собственном соку, а потому было очень важно показать себя, узнать мнение коллег из других театров, театральных критиков о своих работах, оценить себя на фоне коллективов-участников фестиваля.

- Впервые мы выехали не с концертной программой, а с полноценными спектаклями – «Медным всадником» по поэме А. Пушкина и балетным триптихом «Поэт и муза. Гамлет. Тамара» на музыку П. Чайковского, М. Балакирева – великих русских композиторов по произведениям У. Шекспира и М. Лермонтова. Все три балета объединяют стремление к поиску истины через страдание, очищение и трагедию героев, – рассказывает художественный руководитель театра А. Прасолов. – Мы знали, что открылся фестиваль спектаклем Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье» и продолжили его всемирно известный Большой театр, московский «Геликон-­опера», музыкальный академический им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, театр «На Басманной» и другие известные коллективы. Все выступления проходили на сцене Большого театра России. В афише фестиваля 44 музыкальных спектакля. Поэтому нетрудно представить, какая ответственность ложилась на нас. Было, не скрою, боязно, но узнать мнение профессиональных критиков о нашей работе, реакцию московских зрителей для нас было ­архиважно.

- Для нашего выступления предоставили авторитетные сцены Москвы с тысячными залами, - вступает в разговор художественный руководитель балетной труппы М. Оздоев. – Это залы Московских академических театров им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, а также театра им. Н. Сац. Наш коллектив никогда не выступал перед такими большими зрительскими аудиториями. Мы привыкли, что в Махачкале балетные спектакли собирают максимум человек 200, а в Москве нас пришли посмотреть тысячи! Зритель незнакомый, как он нас примет, что ждет от нас… - множество вопросов, на которые не было ответа. Наши артисты, проходя в фойе театра мимо групп людей, ожидающих начала спектакля, ловили фразы: «Дагестан и балет – это несовместимо», «Ну-ка, ну-ка, что покажет Дагестан», а некоторые с нескрываемым интересом: «Узнаем получше Дагестан», «Хотим познакомиться с культурой республики».

Перед открытием занавеса чувствовался холодок зала. Зато какой финал! Дружные одобрительные аплодисменты, приятные каждому артисту возгласы: «Молодцы, браво!» Все опасения были напрасными. Многие зрители приходили за кулисы, благодарили, говорили, что не ожидали такого выступления. Наши души ликовали, фестиваль дал нам уверенность, он был нам необходим.

Возвратившиеся с фестиваля махачкалинцы видели, в каких условиях работают другие театры, и говорили об этом с огромной долей творческой зависти. Испытывали очень уважительное, даже бережное отношение к себе со стороны организаторов панорамного фестиваля – Ассоциации музыкальных театров России. Видели, как люди стараются возвысить отечественную культуру, как горды были театральные критики, когда отмечали добротный спектакль, как они были доброжелательны, интеллигентны в обозначении недоработок.

- Что говорили критики при разборе наших спектаклей?

М.Оздоев: - Ничего такого, чего бы я и сам не знал. Просто у нас не было средств сделать так, как нам рекомендовали. Отмечали, что нужно добиваться большего мастерства в танце на пуантах в некоторых эпизодах. А в целом хвалили.

А.Прасолов: – Сделали несколько дельных замечаний, которые мы приняли с благодарностью. Но главное – наш театр заявил о себе на такой масштабной сцене фестиваля «Видеть музыку», нас узнали столичная публика и специалисты музыкального театра. Фестиваль - это не только наши выступления, это круглые столы с обсуждением актуальных вопросов современного театра, информация о том, как проблемы решают в других театрах, и, что для нас немаловажно, - фестивальные буклеты, реклама, аренда престижных залов, проживание в гостинице, завтраки – все бесплатно. Наш театр такие расходы не потянул бы. Наша безмерная благодарность председателю Народного Собрания РД Хизри Шихсаидову, министру культуры РД Зареме Бутаевой, чьими стараниями были выделены средства на оплату прочих расходов для поездки театра на фестиваль.

- Хорошо, чтобы на подобные мероприятия ездила не только группа артистов, занятых в фестивальных спектаклях, но и другие, ибо это большая школа, - поддержал разговор солист театра Т. Курачев. – Я понимаю, что это материальные затраты, но ведь нашлись в этот раз деньги. Надо искать спонсоров, энергичнее заявлять о необходимости повышать нашу квалификацию, подтягивать исполнителей-середнячков до более высокого уровня. Надо чаще выезжать еще и потому, что наша диаспора в других городах не знает высокого искусства Дагестана. Они только видят наших «свадебных» певцов с непонятным репертуаром, а академическую, камерную музыку наших исполнителей не знают. Мимо проходит огромный пласт их родной культуры... Москвичи активно пришли на спектакли Дагестанского театра оперы и балета, а вот дагестанцев, живущих в столице, практически не было. Надо находить способы для привлечения нашего, дагестанского зрителя. Периферия страны тоже живет высоким искусством.

И это показал фестиваль «Видеть музыку», который расширил культурные границы, стал событием для нашего театра. Он дал возможность осознать себя частью большой системы искусств.

Просматривая буклет с информацией о театрах-­участниках фестиваля, отметила для себя, что каждый начинается со слов благодарности главам субъектов, министрам культуры, и стало очевидно, что все театры страны живут трудно и без поддержки власти им не обойтись.

http://www.dagpravda.ru/rubriki/kultura/27461749/

ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"
РД, г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 38
Электронная почта: dagopera@mail.ru
Телефон: (8722) 67-73-78
Факс: (8722) 68-32-61

Разработал сайт Сулейманов М.

Яндекс.Метрика